Тема урока «Формирование политических
партий и движений» (8 класс)
Цель:
определить направления общественного движения и содержание их программных
требований, в том числе по национальному вопросу;
формировать умение анализировать, оценивать и сравнивать исторические
процессы и явления;
содействовать осмыслению начальных этапов оформления белорусской
национальной идеи.
Оборудование урока:
- учебник;
- карта «Россия в послереформенный период»;
- дидактический материал;
- Конституция РБ;
- электронная презентация.
План урока:
1.
Революционные народники
2.
Группа «Гомон»
3.
Общероссийские социал-демократические организации в Беларуси
4.
Образование и программные требования Белорусской социалистической громады.
Ход урока:
І. Проверка домашнего задания:
1. Каковы были условия жизни крестьян во второй половине 19 в.?
2. Приведите примеры крестьянской борьбы во второй половине 19 в.? Какой
характер она имела – экономический или политический?
3. Охарактеризуйте положение рабочих во второй половине 19 в.?
4. Приведите примеры экономической и политической борьбы рабочих. Какая из
них преобладала и почему?
ІІ. Новая тема:
- Объявляется тема и цели урока (слайды 1,2)
- Вспомните, что такое автономия?
Учитель: в конце урока вы должны будете найти ошибки в тексте.
«Лови ошибку» (слайд 3)
Российские революционеры находились под влиянием социалистических идей,
активно проникавших в Россию из Западной Европы и открыто выступали против
самодержавной власти. Самым революционным в 1870-е гг. было движение
социал-демократов. У них была одна цель – свержение самодержавия и создание
социалистического общества. Часть их поддержала тактику индивидуального
террора. Смертный приговор Царю Александру II привёл в исполнение Николай
Судзиловский.
Социал-демократы стояли на позициях марксизма. В конце 19 - начале 20 в.
возникли такие общероссийские социал-демократические партии как Бунд, РСДРП,
ПСР (эсеры), БСГ, главной целью которых являлось уничтожение капитализма и
построение социалистического общества.
Учитель: в конце 19 - начале 20в. были заложены идейные и организационные
основы дальнейшей борьбы разных оппозиционных самодержавию сил, которые начали
оформляться в политические партии. Чтобы определить направления общественного
движения и содержание их программных требований, в том числе по национальному
вопросу, разделимся на 4 группы. Каждая группа читает соответствующий пункт
учебника, документ и выполняет указанные задания.
Группа 1. Революционные народники (слайды 4 -8)
Из завещания И. Гриневицкого. Февраль 1881г.
…Александр ІІ должен умереть. Дни его сочтены. … Он умрёт, а вместе с ним
умрём и мы, его враги, его убийцы. Это необходимо для дела свободы, так как тем
самым значительно пошатнётся то, что хитрые люди зовут правлением
монархическим, неограниченным, а мы – деспотизмом…
…Я боюсь… Меня, обречённого, стоящего одной ногой в могиле, пугает
мысль, что впереди много ещё дорогих жертв унесёт борьба, а ещё больше
последняя смертельная схватка с деспотизмом, которая, я убеждён в том, не
особенно далека и которая зальёт кровью поля и нивы нашей родины, так как –
увы! – история показывает, что роскошное дерево свободы требует человеческих
жертв.
Используя документ и п. 1 §21, ответьте на вопросы и выполните задания:
- Чем Гриневицкий объясняет необходимость смерти царя?
- На основании документа и п. 1 учебника определите программные
требования народников.
- Дайте определение понятия «социализм».
- Могла ли привести к смене государственного строя
террористическая борьба? Выскажите свою точку зрения.
Группа 2. Группа «Гомон» (слайды 12-13)
Журнал «Гомон»,1884 г.
… Изо всех народностей, что входят в состав современной
России, судьба белорусов, как известно, примечательна тем, что на них уже с
давних времён привыкли смотреть как на какой-то материал для всевозможных
экспериментов, а не на живую народность, способную самостоятельно распоряжаться
собой. Исходя из этой точки зрения, ближайшие соседи белорусов, используя право
сильного, делали над ними свои опыты и бесцеремонно накладывали свои жестокие
руки на живой организм белорусской народности, считая, что она должна покорно
подчиняться сильнейшим … , растворившись в великорусском и польском море. …
… Осознав свои силы, белорусский народ сразу же скажет своим
угнетателям: долой эксплуатацию, мы сами хотим управлять собой! … Беларусь должна
быть для белорусов. … Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежд
на других!
… Итак, мы – белорусы, так мы должны бороться во имя местных
интересов белорусского народа и федеративной автономии страны … которая при
дружной работе и борьбе нашей интеллигенции переродится для новой
самостоятельной жизни и займёт почётное место среди других федераций России на
началах свободного соглашения с ними.
Используя документ и п. 2 §21, ответьте на вопросы и выполните
задания:
- В чём вы видите главную заслугу группы «Гомон»?
- Перечислите признаки нации, определённые
студентами-гомоновцами.
- На основании документа и п. 2 учебника составьте
программу группы «Гомон».
- Докажите, что её деятельность принадлежала к
народническому движению.
Группа 3. Общероссийские социал-демократические организации в Беларуси (слайды
14-17)
Из «Манифеста Российской социал-демократической рабочей партии»
… На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет
дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к
осуществлению великой исторической миссии пролетариата – к созданию такого
общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.
Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей
энергией продолжить борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы
социализма.
Первые шаги русского рабочего движения и русской
социал-демократии не могли не быть разрозненными, в известном смысле
случайными, лишёнными единства и плана. Теперь настала пора объединить местные
силы, кружки и организации русской социал-демократии в единую «Российскую
социал-демократическую рабочую партию». …
Используя документ и п. 3 § 21, ответьте на вопросы и выполните задания:
- Какие направления существовали в социал-демократии?
- Какие социал-демократические партии возникли в Беларуси в конце 19
– начале 20 в.?
- Определите наиболее важные программные положения российских
социал-демократов.
- Сравните взгляды народников и социал-демократов.
Группа 4. Образование и программные требования Белорусской социалистической
громады. ( слайды 18-19)
Программа Белорусской Социалистической Громады
… Белорусская Социалистическая Громада… имеет конечной целью замену
капиталистического строя социалистическим, замену частной собственности
….общественной, для организации общественного производства.
… БСГ считает своей ближайшей политической задачей ниспровержение
самодержавия, выступая в борьбе за осуществление этой задачи совместно с
пролетариатом всей России. Стремясь заменить самодержавный строй Российской
империи государственной федеративно-демократической республикой с
свободнымсамоопределением и культурно-национальной автономией народностей,
входящих в состав государства, БСГ выставляет требование автономии Белорусского
края с местным сеймом в Вильне.
Демократическая республика должна опираться на следующие
основания: 1) Законодательная власть народа … в руках законодательного
собрания.
2) Всеобщее, прямое, равное избирательное право; тайное голосование при
выборах … 3) Самое широкое областное, местное и т.п. самоуправление.
4) Равные права для всех народностей, живущих на одной территории …
5) Равноправие всех граждан без различия пола, религии, национальности и
расы, уничтожение сословий. … 8) Полная свобода совести, слова, печати,
собраний, союзов, стачек и забастовок. 9) неприкосновенность личности и жилища.
10) Даровое полное обязательное образование для всех за счёт государства. …
Используя документ и п. 4 §21, ответьте на вопросы и выполните задания:
- докажите, что БСГ являлась белорусской национальной партией.
- Определите наиболее важные программные положения БСГ.
- Докажите, что положения программы БСГ, касающиеся основ
демократической республики, соответствуют современным демократическим
принципам. Для ответа используйте текст Конституции Республики Беларусь
(стр.9, 10, 11,17,18).
ІІІ. Закрепление.
- Какие направления общественного движения конца 19 – начала 20 в. мы
изучили?
- Исправляется текст «Лови ошибку»
-Народники не добились своих целей. Спрогнозируйте, будут ли
результативными методы политической деятельности социал-демократов?
- Дайте оценку народническому и социал-демократическому движению.
ІV. Домашнее задание: § 21, зад.1-3, зад.4 (письменно)
Комментариев нет:
Отправить комментарий